С 1 января 2022 года действуют положения Закона № 44-ФЗ об электронной приемке товаров (работ, услуг)

Дата публикации:

  1. Внесение сведений о товарах при формировании акта о приемке выполненных работ при исполнении контрактов по выполнению работ в сфере строительства:

1️.1. Акт о приемке выполненных работ формируется по смете контракта - расчет НДС производится в итогах с распределением по ставкам. При этом поставляемые товары, подлежащие принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств, выделяются отдельной строкой с расчетом НДС. 

В данном случае возможно округление строки «Всего по акту стоимость без НДС» в целых рублях при этом значение строки «Сумма налога» автоматически рассчитается от округленного значения и отобразится с точностью до копеек.

1.2️. Акт о приемке выполненных работ формируется без сметы контракта - расчет НДС производится построчно (позиционно). При этом поставляемые товары, подлежащие принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств так же, выделяются отдельной строкой с расчетом НДС.

В данном случае возможно корректировки строки «Сумма налога» на 1 копейку. При этом стоимость строки «Всего по акту стоимость с НДС» пересчитается автоматически.

 

Более подробно с информацией о работе с документом о приемке в электронной форме можно ознакомиться в документах:

? краткое руководство пользователя «Формирование Акта о приемке выполненных работ в структурированном виде со специализацией «Строительство» - раздел 4 «Расчет НДС
по итоговой стоимости»;

? руководство пользователя «Работа с документом о приемке в электронной форме
(ЛК Поставщика)» - раздел 4.9.1 «Строительство».

Данные документы размещены в личном кабинете участника закупок в разделе «База знаний» - «Документы о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

Также на официальном сайте ЕИС  размещены:

Обучающие видеоролики в разделе «Документы» - «Материалы для работы в ЕИС» - «Электронное актирование в ЕИС» - «Обучающие видиоролики» - «Электронное актирование. Работа с функционалом. Часть 3.2»;

 Вебинар «Электронное актирование в ЕИС в сфере закупок с 01.01.2022 в строительной сфере и при осуществлении дорожной деятельности» от 01.12.2021 - ссылка https://www.youtube.com/watch?v=9Bp5JY5BsNU&t=7272s

Презентации к  вебинару «Электронное актирование в ЕИС в сфере закупок с 01.01.2022 в строительной сфере и при осуществлении дорожной деятельности» от 01.12.2021 в разделе «Документы» - «Материалы для работы в ЕИС» - «Электронное актирование в ЕИС» - «Материалы вебинаров» - «Вебинар от 01.01.2021»

  1. Формы документов, применяемые при исполнении контрактов в сфере дорожного строительства.

При закупке работ по строительству и ремонту автодорог заказчики используют типовые условия контрактов. Пока их не скорректировали с учетом электронного актирования.

До утверждения изменений типовых условий контрактов Минтранс рекомендует использовать формы приемочных документов из приложения к письму ведомства, которые предоставило Федеральное казначейство.

Документ: Письмо Минтранса России от 27.12.2021 № Д2/32814-ИС (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31861)

3. Применении форм документов о приемке выполненных работ в ЕИС при исполнении контрактов в сфере строительства

Минстроем России совместно с Минфином России, Федеральным казначейством, ФНС России, ФАС России разработана единая методология актирования строительных работ
по укрупненным позициям сметы контракта и возможности утверждения формы Акта
о приемке выполненных работ.

Подготовлены соответствующие изменения в Приказ от 14.01. 2020  № 9/пр

До утверждения указанных изменений, рекомендуется использовать формы сметы контракта и акта выполненных работ согласно приложению к настоящему письму.

Документ: Письмо Минстроя России от 30.12.2021 N 58202-СМ/09

(https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news-search.html?categoryId=4&pageNumber=3)

  1. Практика контрольных органов в сфере закупок.

Порядок установления требования о наличии лицензии на техническое обслуживание пожарной сигнализации при осуществлении закупки  в рамках Закона № 44-ФЗ.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам, включая требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Под такими требованиями понимается в том числе предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии.

Соответственно, при осуществлении закупки работ и услуг, включенных в вышеуказанный перечень, заказчик обязан установить требование о наличии лицензии с указанием конкретного вида деятельности, поименованного в перечне (решение УФАС
по Санкт-Петербургу от 17.12.2021 № 44-5769, решение УФАС по Республике Татарстан от 12.11.2021 N 016/06/69-2121/2021, решение УФАС по Красноярскому краю от 12.10.2021 N 024/06/105-2510/2021).

Однако отметим, что правоприменительная практика допускает случаи, когда участник закупки не обязан иметь лицензию на некоторые виды деятельности, осуществляемые в рамках исполнения контракта в случае, когда такие виды деятельности не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав тех или иных не относящихся к лицензируемым видам деятельности работ или услуг, выполнение, оказание которых является основным обязательством подрядчика, исполнителя по контракту (п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Подобной позиции придерживается Минфина России (письмо от 21.02.2018
№ 24-02-03/11100, письмо от 20.07.2020 N 24-02-08/63342).

Поэтому, если выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не является самостоятельным объектом закупки, а лишь входит в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может быть признано не соответствующим требованиям законодательства (решение УФАС по Тюменской области от 13.12.2021 № 072/06/44/230/2021, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 19.11.2021 № 44-5245/21).

Сказанное не означает, что при формировании объекта закупки заказчик вправе произвольно объединять в предмете контракта работы, требующие и не требующие наличия соответствующей лицензии. Свобода формирования предмета закупки ограничена положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ), устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически
и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений.

Часть 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ является специальной нормой по отношению к положениям Закона № 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии
с этим Законом.

Данная позиция по объединению в объекте закупки функционально и технологически несвязанных работ и услуг, требующих наличия лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий
и сооружений и не требующих такой лицензии отражена в решение УФАС
по Санкт-Петербургу от 31.03.2021 № 44-1431/21, решение УФАС по Республике Крым
и городу Севастополю от 08.02.2021 № 082/06/106-187/2021, решение УФАС
по Санкт-Петербургу от 31.10.2019 N 44-5089/19).

Техподдержка ГИС “Государственный заказ” 8 800 200 2073 (доб. 4770)  Telegram

mz86@krista.ru для мун.заказчиков gz86@krista.ru для гос.заказчиков